Хуанма Лильо: философ, экспериментатор, наставник Гвардиолы
Новым ассистентом Пепа Гвардиолы в "Манчестер Сити" стал его давний соратник и единомышленник Хуан Мануэль Лильо, незримо присутствовавший рядом с Пепом во время строительства им великой команды в "Барселоне", но никогда не имевший значительных успехов в качестве самостоятельного специалиста.
Хуан Мануэль Лильо никогда не играл в футбол на высоком уровне, но в профессиональном футболе находится с 1981 года, когда 16-летнего парня назначили главным тренером локального клуба "Амарос". В 29 лет он вывел в высший дивизион испанского футбола "Саламанку", став самым молодым тренером в истории Ла Лиги, но с тех пор не работал нигде дольше двух сезонов.
Президенты футбольных клубов не очень хотели связываться с Лильо, так как его репутация футбольного философа и экспериментатора, ставящего игровой процесс выше результата, опережала его, но многие заметные фигуры испанского тренерского цеха являются в некотором роде его учениками и последователями. Самый известный из них — Пеп Гвардиола, с которым Хуанма Лильо пересекся в Мексике, когда руководил клубом "Дорадос" из Синалоа, где довелось поиграть на закате карьеры Пепу.
Хуанма Лильо — тренер, который непрестанно ругает журналистов за использование бессмысленных клише, любит диалектические битвы и может похвастать библиотекой в 10,000 томов и полной коллекцией футбольных журналов и газет. Он регулярно ссылается на теорию сложности в футболе и жизни, и остается убежденным сторонником того стиля игры, который принес славу "Барселоне" и сборной Испании в новом тысячелетии.
Гвардиола никогда не скрывал своего восхищения Лильо. Вместе с Йоханом Кройфом он описывает его как тренера, который оказал на него наибольшее влияние. И когда Лильо говорит о "Барселоне" Пепа, он вполне может использовать местоимение "мы". Он помогал Гвардиоле в течение его первых месяцев в "Барселоне Б", а когда Пеп возглавил первую команду, то был его неформальным консультантом.
Впрочем, когда-то их отношения могли стать официальными: когда Луис Бассат баллотировался на пост президента "Барселоны" в 2003 году, он видел на посту спортивного директора Пепа Гвардиолу, а главным тренером команды должен был стать как раз Хуанма Лильо. Увы, Бассат проиграл, и Гвардиоле понадобилось еще шесть лет, чтобы начать свою работу по строительству команды. Официально все это время у Лильо не было никакой должности в каталонском клубе, но отпечатки его футбольной философии видны в этом проекте повсюду. По иронии судьбы, Лильо был уволен из своего последнего клуба Ла Лиги в 2010 году как раз после поражения от "Барселоны" Пепа Гвардиолы — со счетом 0:8…
Кроме Гвардиолы, Хуанма активно сотрудничал и с другим тренером, являющимся поклонником стиля, основанного на владении мячом, — аргентинцем Хорхе Сампаоли, чьим ассистентом он был в сборной Чили и "Севилье". Также Лильо, считающий лучшим игроком всех времен и народов Андреса Иньесту, был его менеджером в японском "Виссел Кобе". Предлагаем вашему вниманию урывки из обширного интервью, которое Лильо дал в 2011 году известному британскому журналисту Сиду Лоу для Blizzard.
- Вы однажды сказали, что понимаете, почему президенты увольняют тренеров, но не понимаете, зачем они их в таком случае назначали. А кто такой тренер? Какова его роль, по вашему мнению?
Лильо: "Самое основное — ваше официальная роль. На самом базовом уровне понимание роли тренера сводится к выбору состава на игру. Но помимо этого мы имеем не так уж много рычагов влияния на происходящее на поле. Это игра, в которую играют футболисты. Те тренеры, что превозносят свою важность, просто хотят заявить о себе за счет других. Наша роль намного меньше, чем некоторые тренеры хотят верить. Тем не менее, даже с теми инструментами, что у нас есть, можно управлять некоторыми вещами. Также есть большая разница между профессиональным футболом и любительским. Вы должны сами спросить себя: кто такой тренер? Кто-то делает упор на образование, кто-то — на собственную значимость, кто-то считает себя консерватором, а кто-то всегда готов к экспериментам. Некоторые движимы конкуренцией, а другие — самой игрой".
- А как насчет вас?
Лильо: "Имейте ввиду, что я начинал очень молодым. В 16 лет я уже был тренером. Я не был игроком, поэтому я хотел быть ближе к футболу, стать участником процесса. Именно это желание было моей мотивацией. Я считаю себя дидактическим тренером — хочу дать возможность своим игрокам быть более осведомленными о том, чем они занимаются. Речь не только об игре, но и о многих жизненных вещах. В нашем обществе много учителей, но мало педагогов. Как говорил испанский философ Франциско Умбрал: "Каждый день люди становятся более квалифицированными, но менее образованными". У людей есть несколько степеней, но они могут не знать, как перейти дорогу. Университеты пытаются превратить нас в машины. Когда дело доходит до работы, очень важно иметь сочувствие к людям. Любой человек будет лучше работать в хорошей атмосфере — и вы должны создать ее для футболистов".
- Как вы строите свои команды с футбольной точки зрения? Очевидно, что упрощенное представление об этом выглядит так: "У меня есть правый латераль, левый, а кто мой центральный полузащитник?"
Лильо: "В моем случае это не так. Когда вы прибываете в команду, она уже построена на 80% и более. Вы должны увидеть, что можно улучшить. Также вы должны отталкиваться от имеющихся игроков, а не наоборот. Вам нужно сделать так, чтобы связи между игроками на поле работали идеально. Мой менталитет основан на обмене информацией и человеческих отношениях. Если вы скажете мне "давайте оценим правого латераля", я спрошу: а кто играет рядом с ним? Как они взаимодействуют?"
- Вы говорили, что атаки и защиты не существует?
Лильо: "Конечно. Как может существовать атака и защита, если у вас нет мяча? Как одно может существовать без другого? Но людям свойственно упрощать многие вещи. Я это понимаю, но вы должны упрощать вещи, не делая их беднее. И это работает для всего. Вы не можете взять правую руку Рафаэля Надаля и натренировать ее отдельно от тела. Как можно преуспеть в футболе, не играя в него? Если ты бегаешь, ты тренируешься бегать, а не играть в футбол. Если вы бегаете, вы будете здоровее, потому что бегать — это здорово. Но это не значит, что вы станете лучше, как футболист без учета контекста".
- Но разве бег не помогает в футболе?
Лильо: "Делая тебя здоровее — да. И если это помогает вам психологически — отлично. Может быть, вы чувствуете себя лучше, сильнее, быстрее, но все же футбол — это история связей и комбинаций. Простое умение быстро бегать не сделает вас лучше".
- Давайте поговорим об игре. Что вы делаете с мячом на поле? Вы защищаете очень специфический тип футбола.
Лильо: "Я защищаю игру, которая приносит победу".
- Но вы пытаетесь победить с помощью стиля, построенного вокруг мяча…
Лильо: "Конечно, так как без мяча эта игра не имеет смысла".
- Но есть много тренеров, которые не заботятся о мяче…
Лильо: "Мы должны делать все в зависимости от мяча — он главный актер на поле. Без мяча ничего нет. Мяч — источник жизни в этой игре. Какой смысл футбола без мяча? Пусть мяч окажется в сетке — в этом ведь суть футбола? Без мяча нет смысла, но многие тренеры считают иначе".
- Они считают себя прагматиками, но и вы стремитесь к выигрышу, то есть — ваш подход также прагматичен.
Лильо: "Также? Нет. Основная роль тренера — повысить шансы команды на победу. Но все же в футболе главнее сам игровой процесс, а не результат. Когда мы говорим, что результат важнее — это ложь. Именно те тренеры, что постоянно говорят о важности результата, чаще всего оправдывают себя, когда его нет. Тот, кто продает результаты — "продает дым", — является шарлатаном".
- Но вы же тоже говорите, что ваша цель в футболе — победа.
Лильо: "Цель — это само путешествие, процесс, работа. В гонке вы можете быть первым, опережая других на мили, прежде чем упадете за несколько метров до финиша. Вас обогащает не результат, а сам процесс. Результат — это статистика. Коэффициент рождаемости постоянно увеличивается. Это полезно? Нет. Но процесс, который приводит к этому? Это уже интереснее. Процесс важнее результата, и в футболе обсуждать нужно игру, а не результаты. Результаты не подлежат сомнению, в них нет ничего интересного. Вы покупаете газету в понедельник утром за один евро, чтобы увидеть результаты матчей? Когда вы приходите на стадион, зачем вы туда идете? Можно прийти на последней минуте и увидеть результат, если он вам так важен. Вы смотрите 90 минут игры, ее процесс, а затем обсуждаете ее всю неделю".
- То есть, мы ошибаемся, когда оцениваем процесс по результатам?
Лильо: "Вы не можете проверить процесс по результатам. Люди склонны поклоняться тому, что хорошо закончилось, а не тому, что хорошо сделано. Мы нападаем на то, что закончилось плохо, а не на то, что плохо сделано. По крайней мере, так делают СМИ. И так как у большинства журналистов нет возможности судить о том, является ли метод подготовки команды правильным, суждение является предвзятым. Один и тот же процесс может иметь разные последствия. Мюнхенская "Бавария" выглядела отличной командой в финале ЛЧ-99 к 90-й минуте матча. А на 92-й минуте все ее игроки стали "лузерами". Как это возможно? Этот момент — идеальная иллюстрация того, что результат далеко не всегда будет правильной оценкой происходящего. Я помню, как четвертый судья пошел направо, чтобы удержать игроков "Баварии" от желания вырваться на поле и отпраздновать победу, а через две минуты он точно также пошел налево, чтобы сдерживать игроков "Манчестер Юнайтед".
- Вас называют изобретателем схемы 4-2-3-1, которую вы использовали в начале 90-х в "Культурал Леонесе". Почему вы решили так играть в то время?
Лильо: "Мы смотрим на прошлое через призму настоящего, поэтому я не могу быть уверен, что сегодня мои действия имеют то же значение, что и тогда, в начале 90-х. Я не помню, как я себя чувствовал в то время, но я хотел, чтобы игроки перед мячом были более подвижными и были ближе к воротам. Я хотел иметь четырех нападающих, но с рациональным занятием пространства. Мы прессинговали очень, очень высоко, чтобы вернуть мяч рядом с воротами противника. Но самое главное, я хотел иметь трех медиа-пунта. Я хотел создать пространственное распределение, которое работало бы идеально с теми игроками, что у меня были. И в течение многих лет тренеры использовали эту схему — оно хорошая, но я уверен, что ее использовали и раньше — к примеру, в формате 4-4-2 с оттянутым форвардом. Сегодня существует навязчивая идея давать всему имена, потому и говорят о 4-2-3-1".
- Для вас ключ — это позиционная игра, верно?
Лильо: "Да, я верю в позиционную игру, потому что она укрепляет отношения между игроками. Например, чтобы зафиксировать позиции игроков команды соперника, создать численное преимущество на ключевых участках поля, устранить определенные зоны, облегчить определенные действия и позволить находить оптимальные решения в атаке. Мне нравится, когда игроки бьют по мячу своей дальней ногой, чтобы открыть игру и найти игровые линии".
- Требует ли это индивидуальной работы?
Лильо: "Нет. Игроки играют не по отдельности, а в команде. Если у игрока есть мяч на своей половине поля, и он ведет мяч и забивает, то даже это не индивидуальный проход, так как защитники не смогли отобрать мяч у этого игрока, потому были сосредоточены на закрытии свободных зон. Люди говорят об индивидуальных действиях, но их в футболе не существует — на поле всегда есть комплексная картина".
- Кто из игроков вам нравится больше всего?
Лильо: "Лучшие игроки — это те, кто лучше всего интерпретирует игру и может предложить решения на благо команды. Для меня есть только один такой игрок — Андрес Иньеста. Он получает мяч, передает его, он интерпретирует, оценивает возможности команды, постоянно адаптируется. Он может быть и вратарем — можете мне поверить. Месси забивает больше, но как игрок Иньеста лучше. У него есть понимание игры, а не список качеств — скорость, сила или что-то в этом роде. Иньеста — быстрый? Сильный? Не сказал бы, но для меня он — лучший".
Сергей Бабарика, специально для FAPL.ru
14.06.2020 06:00
Просмотров: 7879
Все комментарии к этой новости
Добавить комментарий | Правила | Обсудить на форуме
Последние комментарии:
пи3дец, дол6оёб сам на себя ссыт)))
14.06.2020 15:04 #
rj1992
зачем ты на себя писяешь???
2007/08
1 Манчестер Юнайтед (Ч) 38 27 6 5 80 22 +58
2004/05
1 Челси (Ч) 38 29 8 1 72 15 +57
(ответить)
Источник: http://fapl.ru/posts/79031/?c=1#c7142991
(ответить)
Засрали всю ветку
А вывод один - пенсы ебанутые долбоебики
(ответить)
Кароче итог всей ветки Анри vs ДД
игр 258-225
гол+пас 249-110
кпд по мнению пенсов говно-вождь
(ответить)
лол, до сих пор додики спорят о чем-то.
Анри ссаная переоцененка аки Бэкэм
(ответить)
забавно, что баскетболиста Анри в топовые напы записывают:) ещё забавнее, что его с африканским столбом сравнивают, который только 1,5 сезона на уровне забивал:))
(ответить)
Анри набивал стату на днищах, согласен, вот пенсы входят в 5-ку его любимых по отгрузу голов команд. Даже когда пенсы поставили рекорд по обороне в сезоне 04/05 Анри им двушку в одном матче захерячил.
(ответить)
Имхо
Дрочба=Ламберт. Столб умеющий играть корпусом. Повезло что играл в АПЛ нулевых и попал в клуб без истории и без топ фрв. После 2010 никому нахуй не всрался бы, т.к. требования для нападающего клуба АПЛ изменились. А так те же Анри и Луис Гарсия на две, а то и три головы сильнее этой макаки.
(ответить)
Дрогба серьёзно влиял на игру Челси. Забивал много важных мячей, которые влияли на результат, даже не таких матчей, как финал ЛЧ, а и обычных рядовых. Бесспорно знаковая фигура для Челси, ну в какой-то мере для АПЛ. Но, как бомбардира сравнивать его с Анри, Ширером, Суаресом, Оуэном нельзя. Это были реальные голевые машины, которые штамповали голы стабильно из сезона в сезон.
(ответить)
анри в англии забил на 70 голов больше чем Дрогба, но и отыграл на 30 матчей больше, если посмотреть на то, что анри играл в мега атакующем арсиноле, у которых игра была поставлена чисто под атаку, с россыпью сильных атакующих игроков, и сравним с Челси, игра которых была больше в защиту и контратаку, без особо крутых игроков атаки(кроме одного Лэмпарда), то эта разница практически ни о чем не говорит, так что я не считаю что это можно называть превосходством анри в забиваемости, отыграл больше матчей и забил больше, я больше чем уверен что играй ДД в арсиноле он бы забил больше чем анри, а анри в Челси забил бы меньше а то и вовсе сник, как в юве и барсе
так что в сравнении этих двух великих форвардов, как по мне, правильней делать акцент на том, что приносили их голы по итогу, анри не считался игроком больших матчей, практически не приносил своими голами трофеи, как это делал Дрогба, он лишь забивал хет трики и покеры обоссаным днищам, а Дрогба всеми известный как тащила и решала, наверное никто из форвардов апл не приносил столько пользы своему клубу, как ДД, так что поэтому он лучше, Зидан например в почти всех выигранных трофеях вложил больше любого игрока своей команды, именно голами и асистами, вот на что нужно смотреть а не на сухую беспонтовую стату, за которой ничего не стоит, как в случае с суаресом и торресом лузерского периода
(ответить)
Что Дрогба, что Суарес, что Анри - великие игроки.
Смысл их сравнивать. Вы еще сравнивите что лучше - правый носок или левый носок
(ответить)
1) Аспас
2) Анри
3) Ширер
4) РвН
Любой адекватный человек в здравом уме посчитает именно так
(ответить)
https://sun1-86.userapi.com/4edVnBLsRaWPiOvLL3tffP7Yj3jDnRhzbLDGxA/nwy7UJZANjA.jpg
(ответить)
вообще смешно когда обычного тарана, хоть и элитного, сравнивают с лучшим форвардом мира 00-х
(ответить)
1)Демба Ба
2)Демба БА
3) ДЕМБА БА
(ответить)
Фигею с Дауничей, которые сравнивают Дрогба с Анри))) Дрогба, по сравнению с ним, это как танк сравнить с запорожцем, это любому адеквату понятно)
(ответить)
Дрогба до Анри как до Китая раком, ивуариец все же ниже уровнем, ни техники ни ума
(ответить)
Интересное вью какого-то нонейма. В кои-то веки прочитал главную простыню целиком. Последняя наверное была про Данкана Фергюсона. Бабарике за то и за это +
(ответить)
Сайт превратился в пенсоколбасную помойку. Как не зайду, они тут ебутся друг с другом. Пздц
(ответить)
У дрочбы стата мусорная просто, че это за нап?)) рофлю просто, за столько сезонов как середняк назабивал
(ответить)
"Самые сложные соперники для меня? Первым назову Дрогба. Это один из на лучших нападающих мира, которых я видел. У него было все: скорость, большая сила, игра в воздухе, дриблинг, великолепные удары обеими ногами. Это невероятный игрок.
Жерар Пике
(ответить)
Все комментарии к этой новости
Добавить комментарий